вторник, 7 июля 2015 г.

"Изборская крепость снова выдержала нашествие бардов!" (Реплика)

Здравствуйте, друзья!  
Сегодня 7 июля. Первая версия «реплики» была опубликована «по горячим следам» 6 июня 2015 года на «Фейсбуке»
Былинное место нашего Псковского края, Старый Изборск, в выходные 4 и 5 июля очень гостеприимно встретил долгожданный фестиваль бардовской песни "Изборская крепость 2015". 
 Два дня зрители в Нескучном садике и многочисленные туристы у стен стариной крепости слушали выступления с песнями под гитару и со стихами участников фестиваля от молодых конкурсантов до всеми признанных мэтров. Проводится фестиваль уже второй раз, и глава оргкомитета Игорь Владимирович Плохов вместе с многочисленными друзьями и любителям этого по настоящему народного жанра самодеятельного искусства, а также энтузиасты помощники из Изборского музея-заповедника, уверены, что фестиваль будет жить долго, привлекая на свои сцены и конкурсы с каждым годом всё больше и больше участников, значительно увеличивая число зрителей. Проводя у себя дома такие яркие песенные и поэтические фестивали, которые уже сегодня имеют статус межрегиональных или даже международных, мы значительно повышаем привлекательность Псковщины, вносим серьёзный вклад в развитие культуры и воспитание молодого поколения.


Второй фестиваль прошёл просто блестяще, в чём есть немалая заслуга отличной погоды в Старом Изборске. Мы помним, как в прошлом году эта самая погода издевательски испытывала на прочность и участников, и тент над сценой.
На конкурсе авторов,  исполнителей и на сцене фестиваля традиционно представлены не только песни, но и поэзия. Ведь отделить бардовскую песню от поэзии невозможно. В словах, в явном или скрытом смысле текста находится суть бардовской песни. Музыка, исполнение на гитаре, в ней существуют либо на равных, либо создают нужное настроение, будят искренние эмоции. Хотя, разумеется, и жюри фестиваля, и зрители всегда очень приветствуют красивую мелодию, хороший голос и виртуозную игру на гитаре. Кто из исполнителей это совмещает, тот и побеждает в конкурсе, тому аплодируют и кричат "браво".


Справедливо утверждение, что фестиваль — это не просто несколько концертов, на которых выступают исполнители с гитарами, авторы песен и стихов, ансамбли клубов авторской песни, приглашённые знаменитые гости. Фестиваль «Изборская крепость» - это на самом деле очень большой труд организаторов и их помощников как в период подготовки, так и в процессе проведения, когда необходимо учесть столько разнообразных составляющих общего успеха, что подобные нагрузки способны выдерживать действительно закалённые многолетним бардовским движением люди, энтузиазм которых поддерживается фанатичной преданностью песне, искренним желанием доставить радость и эстетическое наслаждение друзьям и всем окружающим людям.
Можно только восхищаться, например, работой жюри фестиваля, когда происходил отбор участников для конкурсного выступления на сцене. Председатель жюри Михаил Ефимович Трегер с первых слов настроил своих коллег на очень доброжелательный тон предметного  разговора с конкурсантами, но никак не на стиль нравоучений от мэтров  или арбитров, чтобы все исполнители в атмосфере уважительного отношения полностью раскрыли свои способности. И такая настройка от настоящего мастера бардовской песни из Санкт-Петербурга сработала на сто процентов. Жюри проявило такое огромное терпение и такт, которому следовало бы поучиться многим педагогам.


Участники забыли про волнение и показали себя с самой лучшей стороны. Ни у кого не возникло сомнений в справедливости принятого решения, кого жюри пропустило на конкурный концерт.
(Примечание от первого лица. Савинов В.Б.):
Когда уже фестиваль закончился, я почитал, что написано в интернете о Михаиле Ефимовича Трегере. И сильно пожалел, что не знал этого ранее:
"Проходил обучение в вечерней музыкальной школе по классам скрипки, баяна и фортепиано...
В 1976 году окончил Ленинградский электротехнический институт им. В.И. Ульянова-Ленина (ЛЭТИ), получив профессию "инженер электронной техники"
Сочинять Михаил Ефимович начал в 1971 году, взяв в руки шестиструнную гитару в стройотряде."
Написано почти так, как из моей биографии. Только я музыкальную школу окончил очно по баяну, в ЛЭТИ учился на курс старше, окончив его в 1975 году по специальности "радиоинженер", а в стройотрядовской агитбригаде тоже начал петь и бренчать на гитаре, но на год раньше, летом 1970-го. Вот только Михаил достиг куда больших успехов в сочинительстве и исполнении. Жаль, что не вспомнили вместе родной ЛЭТИ. И стихотворения на конкурсе, наверное, я бы читал другие :-)))

Нам, псковичам, также было приятно получить достойный комплимент от председателя жюри Михаила Трегера ("...вновь убеждаюсь, что именно в провинции живут настоящие интеллигентные люди и авторы..."). Эти слова относятся ко многим людям, с кем Михаил Ефимович уже второй год общается на фестивале. Организаторы и устроители фестиваля, участники-исполнители из клубов авторской песни Пскова "Махаон" и "Горизонт", конкурсанты и верные фестивалю зрители - они заслуживают такого определения.


Фестиваль украсили яркие выступления гостей, членов жюри, дипломантов конкурса, которые состоялись 4 июля, в затем на гала-концерте 5 июля.
В заключение - уже традиционный концерт знаменитого гостя. В этом году к нам вновь приехал и выступил Александр Александрович Дольский. Не многим из нас ранее доводилось бывать на живом концерте Дольского. Большинство в прежние времена покупали и слушали пластинки с его песнями. Несмотря на приличный возраст выступление Александра Александровича прошло на "ура", вернее, на "браво". Содержание и музыка песен Дольского таковы, что имеются очень веские основания для изучения их в реальной школьной программе. Это было бы исключительно полезно для наших детей, потому что его произведния по многим достоинствам превосходят нынешние учебники.
Александр Дольский на сцене фестиваля

Автору этой «реплики» весьма радостно было сфотографироваться с одним из любимых с юности авторов бардовской песни.
Фестиваль закрыт.  
Фестиваль в пути к следующему лету 2016 в Старом Изборске.

Спасибо за внимание!


Ниже публикуются стихи, которые были представлены жюри на конкурс в номинации «поэзия»
Савинов Владимир Псков
(к заявке на фестиваль «Изборская крепость»)

"И застыла одинокая гитара,
Как собака над хозяйскою могилой":
("Памяти Владимира Высоцкого". А. Городницкий)

Гитаре Высоцкого


Я помню поэта:
в моём общежитии,
В студенческой братии пел он, и я
Горжусь, что участвовал
в этом событии;
А память моя
не подводит меня.

Поэт на Ваганьковском –
и запоздалые
У бронзовых ног пламенеют цветы.
А где же гитара Высоцкого?
Шалые
семь струн твоих помню я!
Где ж нынче ты?

Представить боюсь:
ты стоишь одиноко,
Подёрнутый пылью – беззвучен аккорд;
В чем дело, гитара?
Умолкла до срока?
Но цел еще корпус,
и гриф еще тверд!

Я с ритмом твоим
все свои восхождения
В горах ли, в стихах ли -
незримо сверял.
Не верю, гитара, что
ждёшь снисхождения,
Я верю, что в струнах
остался металл.

И верю,
что крепкие добрые руки
Настроить тебя непременно берут;
И слово, и песня,
сквозь годы и муки
Бок о бок с поэтом,
как прежде, идут!



Псков - мой космос
(К 1100-летию Пскова)

Мальчишка, второклассник из Опочки,
С мостков уклейку удочкой ловил.
И сверстникам, приврав, конечно, очень,
Как будто между прочим говорил:

А я недавно с папой был во Пскове,
Мы ездили в машине грузовой…
И взгляд друзей ловя при каждом слове,
Он продолжал: – Какой же Псков большой!

Так, словно про огромный звёздный космос,
В котором он, представьте, побывал,
Про Псков, где он гулял, почти как взрослый,
Парнишка небылицы сочинял.

А там Великая раз в десять нашей шире,
В ней плавают морские корабли!
А в парке – много раз стреляли в тире
И даже приз с собою унесли!

Не верите, троллейбус в Пскове ходит,
Как в Ленинграде, синенький, точь-в-точь!
А в зоопарке звери на свободе
Весь день, а может быть, и ночь!

Ох, фантазёр, – мальчишки рты открыли, –
Ведь не проверишь, врёт или не врёт:
Всю жизнь в Опочке, где ещё мы были?
Ну, почему так в жизни не везёт?

Умчалось детство, многое забылось.
Но, верите, сбылась моя мечта.
Судьба взяла ведь и распорядилась:
Родной мне стала Пскова красота.

А были Ленинград и Беломорье,
Посёлок Нива за полярным кругом.
Но, знать, предтечей было всё, подспорьем,
Мне Псков назвать своим старинным другом.

Мой Псков – мой дом, живу в нём четверть века.
Красавец город – мудрый и живой.
Во мне он, верю, видит человека,
А я в нём вижу звёздный космос мой!

Наши параллели

Пусть кто-то говорит, что параллели
На глобусах видны лишь тут и там;
Нет! Стрелами однажды пролетели
Они по нашим душам и мечтам.

Нечуткий не услышал, не заметил,
И скрылись стрелы в сумрачной дали;
У тех, кого Бог дружбою отметил,
Следы от стрел по сердцу пролегли.

Мы движемся в пространстве бесконечно,
Свой облик изменяя, речи звук.
Сердцами параллели нас навечно
Скрепляют твёрже, чем сплетенье рук.

Покажем мы, не тратя время даром,
Тому, кто скучно смотрит на апрель,
Как, в руки взяв обычную гитару,
Взамен струны поставим параллель.

И зазвучит гитара, заиграет!
Пусть друг хоть на краю земли живёт,
Но параллель, сердца соединяя,
Нас всё равно друг к другу приведёт!


Давайте, споём

Ты гитару опять обнимал осторожно,
Словно это была
Не гитара, а милой плечо,
И прижав три струны,
Сожалел ты, возможно:
Как давно я не пел,
Чтобы стало в груди горячо.

Годы тихо прошли, или быстро промчались,
Дом родной во дворе...
Ничего в нём теперь не узнать.
Вся романтика – там!
Почему с ней расстались?
Наших песен слова
Почему стали мы забывать?

Звон гитарной струны – и до самозабвенья,
Став моложе вдвойне,
Про Наташку ты пел и кино.
И кто слушал тебя,
Находили сравненья:
Хиль, Кобзон? Джо Дассен?
Улыбался: – Не всё ли равно?..

Говорят, невзначай мы друзей растеряли:
Кто куда, и следы
Затерялись в пространстве былом.
Вспомнив старый мотив,
Пошутил: – Генацвале!
Подскажите слова
И, давайте, все вместе споем!.




Комментариев нет:

Отправить комментарий