среда, 1 июня 2016 г.

«Поэзия родилась из звучащей песни...»

21 апреля 2016 года
Финал шестого конкурса чтецов «А слово остаётся...»
имени Станислава Александровича Золотцева
Псков, библиотека «Родник» им. С.А.Золотцева

Введение
Эта статья написана в продолжение статьи «Шестой конкурс чтецов им. Станислава Золотцева. Первый отборочный этап, Псков, 16 апреля 2016 года», которую можно посмотреть по следующим ссылкам:
Читателю также могу предложить ознакомится с подробными результатами Конкурса, которые опубликованы на сайте ЦБС г. Пскова в разделе мероприятий 2016 года библиотеки «Родник» им. С.А.Золотцева:
Опубликованы фото и видео материалы, которые позволяют в полной мере окунуться в праздничную атмосферу Конкурса, оказаться почти реальными зрителями, оценить умение конкурсантов-чтецов проникнуть в суть читаемых произведений и донести её до слушателей (в том числе, конечно, до жюри Конкурса) с необходимыми эмоциями и выразительными средствами.
Победителями в номинации «Зажги свое сердце» – лирика Станислава Золотцева стали:
1 место – Егорова Алина
2 место – Шестакова Екатерина
3 место – Асатрян Арам
Победители в номинации «Сквозь вечность и добро я с вами говорю» – стихи псковских поэтов:
1 место – Малова Мария
2 место – Масленникова Мария
3 место – Лукьянова Софья

Праздник
Да, 21 апреля 2016 года для многих любителей поэзии состоялся настоящий праздник, именно поэтому все участники финала Конкурса имени Станислава Александровича Золотцева были в приподнятом настроении, испытывали настоящее волнение. Волновалась и радовалась Ольга Николаевна Золотцева, открывая финальную часть конкурса и напутствуя финалистов, желая им проявить своё умение, вложить в чтение выбранных ими стихов свои эмоции и таланты. Хотя, казалось бы, в 69-й день рождения её мужа, имя которого носит библиотека, есть повод в первую очередь грустить о том, что Станислава Золотцева сегодня нет с нами. Волновались и выглядели немного притихшими, сосредоточенными, собравшиеся в зале библиотеки финалисты и их друзья, пришедшие поддержать товарищей, а также учителя, переживающие за своих учеников и студентов. Мне, например, было очень приятно отметить (это сразу бросилось в глаза), что по сравнению с первым отборочным этапом Конкурса 16 апреля, большинство девушек и парней даже одеты были более привлекательно, празднично.
Жюри Конкурса пополнилось двумя замечательными людьми, известными актёрами нашего Псковского театра драмы им. А.С. Пушкина Виктором Николаевичем Яковлевым и Сергеем Владимировичем Попковым. Оба Заслуженные артисты России. Разумеется, этот факт придал финалу Конкурса особый статус, поскольку чтецов оценивали профессиональные чтецы очень высокого уровня. Сотрудники библиотеки тоже волновались, предвкушая не только звучание поэзии в стенах своей родной библиотеки, но и вполне ожидаемый успех серьёзного мероприятия, которое долго готовилось после трёхлетнего перерыва. Ведь, если честно сказать, то после пятого конкурса 2013 года настроение у организаторов было тревожное, поскольку тогда все почувствовали некоторое «снижение планки», неудовлетворение увиденным и услышанным. Слава богу, что удалось отыскать новое правильное направление. Об этом я написал в предыдущей статье о предварительном этапе Конкурса.
Реальное ощущение праздника в полной мере подтверждают слова Виктора Николаевича Яковлева, которые он в заключительной части Конкурса адресовал всем финалистам:
«Очень отрадно было сегодня с вами повидаться! Большое вам спасибо за сегодняшний день». Конечно, очень ценно, что вы обращаетесь к поэзии, к звучащему слову... Вот у нас долгое время принимал участие в Пушкинском фестивале великий пушкинист Валентин Семёнович Непомнящий. Есть несколько человек, которые читают наизусть «Евгения Онегина», есть также два или три человека, которые знают наизусть всего Пушкина. Так вот Валентин Семёнович — именно один из тех, кот знает всего Пушкина! И он говорит такую вещь: «Пока я не прочитаю стихотворение вслух, я понимаю в нём меньше половины». Потому что поэзия родилась из <звучащей> песни, родилась из какого-то устного творчества. И то, что вы, друзья, к этому обращаетесь — это способ познания <вами> мира, познания себя, это способ быть замеченным другими, потому что вы ищете какие-то средства выразительности для своей личности...»

Ещё раз об услышанном

«...Когда читает Золотцев стихи,
Заря над псковским светится собором,
Туман пронзают всполохов штрихи,
Смущая мглу серебряным узором.

Пока бурлят Словенские ключи,
Дотоль надежда нас не оставляет.
Читает Золотцев. Внимают псковичи.
И звон пасхальный в небеса взлетает!»

Это строки из стихотворения «Читает Золотцев», которое я прочитал на открытии первого конкурса имени С.А.Золотцева 21 апреля 2009 года с мыслью напутствовать юных чтецов на особое, проникновенное чтение произведений Станислава Александровича. По-моему, каждый человек, кто хоть однажды слышал, насколько ярко и точно, артистично и целенаправленно читал стихи сам Станислав Золотцев, на всю жизнь запомнил это неповторимое явление. Пользуясь тем, что в моём архиве находятся видео и звуковые записи с выступлениями С.А.Золотцева, я часто обращаюсь к ним, чтобы вновь и вновь ощутить поэтическую энергию, услышать, как должно звучать истинное поэтическое слово. Слушал я Золотцева и перед тем, как пойти в библиотеку на финал Конкурса. Находясь в жюри, очень внимательно прислушивался к тому, не прозвучат ли у финалистов хотя бы отдалённые нотки, отголоски «золотцевского чтения».
Именно об этой стороне Конкурса, о впечатлениях от прозвучавших стихов, мне хочется более всего другого рассказать в этой статье. Читатель при желании может посмотреть видео по указанной в начале статьи ссылке и сопоставить своё мнение с мнением автора. Когда жюри обсуждало итоги Конкурса, высказывания были разные, по отдельным исполнителям противоположные, возникали дискуссии. Конечно, все ребята читали по-своему, и члены жюри воспринимали чтение по-разному. Интересно отметить, что мужская часть жюри чаще была солидарна в оценках, а женской части привлекательными показались те, кого Мухин. Попков, Савинов и Яковлев не оценили, как фаворитов.
И уже после того, как Ольга Николаевна Золотцева объявила результаты, вручила дипломы и подарки, Сергей Владимирович Попков решил высказать участникам Конкурса свои личные впечатления опытного и искушённого мастера звучащего слова:
«...В порядке пожеланий, если вы решите участвовать дальше в каких-то чтецких конкурсах. Чего не хватает во всех ваших выступлениях? Всё-таки, когда вы выходите на публичное выступление, на сцену, здесь вступают в силу немножко другие законы — законы выразительности. Словесной выразительности. Нельзя «затишать», нельзя «шепелявить», недоговаривать слова... Поэтому должен высказать мои претензии к тем <чтецам>, которые не давали нам звука.
Виктор Николаевич <Яковлев> вспомнил <сейчас> о Пушкине... Пусть слова, которые я приведу, у вас немножко «побродят». У Пушкина есть, и для меня это формула правильного чтения любой поэзии, такая <фраза> : «Свободен, вновь ищу союза / Волшебных звуков, чувств и дум...» <«Евгений Онегин», глава первая, строфа LIX (59)>. От обратного: мысль высекает ваше отношение, чувства, энергетику, и всё это — в волшебном звуке. Волшебный звук — не только дикция, но и ритм, смена ритмов, ваше умение слышать рифму — музыку стиха. И когда эти три составляющих соединяются воедино, вы становитесь и на сцене, и в творчестве свободны. А только при ощущении свободы можно творить. Постарайтесь сами вспомнить ваши выступления, <проанализировать>, чего у вас там не хватало из этих составляющих.
А то, что вы прошли через поэзию, такую замечательную... наши псковские поэты — очень сильные поэты и хорошие поэты, это просто здорово. Спасибо вам большое!».

Вот от этих абсолютно правильных слов Сергея Попкова мне хотелось бы перейти к тому, что меня затронуло в чтении ребят или, наоборот, оставило равнодушным. Я писал в предыдущей статье, что мне понравилось «...чёткое и выразительное выступление чтецов, динамичное, без лишнего затягивания и пресловутой «театральщины». Жюри, конечно, отметило некоторое «переигрывание» у ряда чтецов, но это были лишь эпизоды». Готов повторить эти слова и по итогам в финала.
Рассказывая о чтецах-исполнителях, буду указывать, в каком учебном заведении учатся ребята. Например, «3к. ПОКИ» означает: студент 3-го курса Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова; «8кл. лицея №21» — учащийся 8 класса Социально-экономического лицея №21 г. Пскова; «10кл. школы №7» - учащийся 10 класса общеобразовательной школы № 7 г. Пскова; «11кл. лицея №20» - учащийся лицея №20 г. Пскова; «9кл. школы №24» - учащийся средней общеобразовательной школы им. писателя Льва Ивановича Малякова; «8 кл. ПИЛГ» - учащийся 8-го класса Псковского инженерно-лингвистического лицея; «4курс ПсковГУ» - студент 4 курса Псковского государственного университета


Открыл финальное соревнование Васьков Денис (3к. ПОКИ) чтением стихотворения Олега Тиммермана «Где Пскову быть». Очень интересный голос, звучащий в «нижнем регистре» довольно мощно, замечательно подошёл для чтения такого оптимистичного стихотворения, повествующего об истории древнего Пскова. Однако ощущалась некоторое однообразие в интонациях произнесения разных по содержанию строк, а ещё и торопливость, что приводило почти к скороговорке отдельных фраз. Но потенциал у юноши большой, поскольку он действительно обладает незаурядным голосом, который к тому же находится в гармонии с внешним обликом.

Бурцева Ольга (1к. ПОКИ). Девушка прочитала стихотворение Константина Симонова «Родина». Видимо, невнимательно прочитала условия Конкурса, которое не предусматривает чтение стихов не псковских авторов. Жюри это отметило, но не стало останавливать её выступление. Я за такую невнимательность снизил оценку. В одном месте Оля остановилась, забыв текст. Но в целом, имея очень хорошую дикцию, вполне понимая, чувствуя те образы, которые поэт нарисовал в стихотворении, девушка достаточно умело интонировала, вполне зримо показывая слушателям эти образы. Манера чтения, спокойные жесты, выражение лица с приятной улыбкой — всё было привлекательно. Наверное, Ольга добилась бы более серьёзного успеха, если бы не отмеченные выше недостатки.

Васильев Артём (3к. ПОКИ). Этот симпатичный юноша тоже решил прочитать стихотворение не псковского автора, посчитав, видимо, стихотворение «Псков» известного поэта Степана Щипачёва подходящим к нашему Конкурсу. Увы, сразу получил «минус» в свои баллы. К сожалению и прочтение стихотворения меня не впечатлило, поскольку интонация, по-моему, не всегда соответствовала содержанию строки, а в акцентированных эпизодах просто была ошибочной. Сложилось впечатление, что либо сам юноша не прочувствовал, какую интонацию следует применить, либо кто-то его обучил не так, как следует.

Головатюк Оксана (3к. ПОКИ). Стихотворение С.Золотцева «Ты пришло ко мне, доброе лето», которое мне представляется слегка томным, как июльская жара, прозвучало очень напористо, эмоционально, с доведением неоднократных крещендо почти до крика... Девушка у меня вызывала улыбку, когда она начинала чтение очередной строфы с очень низких тонов, и как бы раскручивая маховик, увеличивала темп и высоту звучания, а потом срываясь в некоторое затишье. Театральная мимика и жесты подсказывали, что Оксана давно занимается чтением стихов со сцены и выработала (наверное, научена) для себя вполне определённую манеру исполнения. К сожалению, при положительных сторонах этой манеры, она далеко не всегда и не всех впечатляет и помогает услышать, что выразил поэт в стихотворении. Вот и меня (хотя я не снизил ей общий максимальный балл — 15) выразительные средства, использованные Оксаной, почти полностью заслонили само стихотворение. Повторное прослушивание по видеозаписи подтвердило это впечатление.

Кохан Валерия (10кл. школы №23). Стихотворение С.Золотцева «Ты сегодня не придёшь в этот зал...». Лирическое, тонкое стихотворение прозвучало как-то мрачновато, как будто автор (или исполнительница от его имени) обращается к образу любимой женщины со словами обиды и даже обвинения за тоску ли, за одиночество ли... С такой трактовкой я никак не могу согласиться. Скорее всего, девушка, которая достаточно хорошо и уверенно смотрелась на сцене, всё-таки изначально не поняла настроение поэта, его ожидания, его интонацию. Ещё я отметил, что в нескольких строках Валерия исказила ритм (мелодию) стихотворения, делая паузы и акценты не совсем там, где надо, отчего сразу возникали слуховые «запинки», когда и рифма становилась не понятной.

...«Я замёрзну без тебя и в аду.
Я засохну без тебя и в раю.
Я и с песнею моей не в ладу,
если в ней я о тебе не пою.
Я и вечной жизни не пожелаю,
если ты не будешь вечно живая...»

К сожалению вот эта заключительная и самая важная строфа стихотворения у Валерии, по-моему, совсем не получилась. Жаль. Ей было бы очень полезно послушать чтение стихов самим Золотцевым.

Рогова Любовь. (3к. ПОКИ) Стихотворение Ларины Федотовой «А мужчин в России нет...». Девушка продемонстрировала прямолинейное отношение к известному сатирическому стихотворению псковской поэтессы. Прямолинейность, и всё та же напористость в интонации, возвышениях голоса, которая, как я заметил, свойственна почти всем студентам из колледжа искусств (вероятно, что обучаются мастерству чтения у одного и того же педагога), использование многочисленных жестов руками, по-моему, не пошли на пользу Любе Роговой. Её чтение меня не порадовало, не взволновало (позднее оказалось, что и всё остальное жюри). Какие-то фразы звучали даже грубовато, «резали слух». К слову сказать, и само стихотворение специфичное, не содержащее никаких лирических ноток, которые помогли бы девушке проявить себя.

Мярките Людвига. (3к. ПОКИ) Стихотворение Игоря Григорьева «22 июня 1941». Известнейшее стихотворение замечательного поэта, умные глаза девушки с красивым именем, очень соответствующий настроению стиха внешний вид. Казалось бы, сейчас прозвучит какое-то откровение...

«Вот такое воскресенье
На святой Руси!
Светопреставленье!..
Боже, пронеси!

Грозна доля наша,
Пробил чёрный час:
Горестная чаша
Не минула нас.

В долгую дорогу –
С нынешнего дня.
Слёзы на подмогу –
Русская броня.

Пропадать зазряшно
Нам не привыкать…
Умереть не страшно –
Страшно умирать».


Но не получилось! Всё началось с неправильно объявленного девушкой названия стихотворения, не упомянувшей 1941-й год. А далее этот пронзительный и горький стих прозвучал в такой бравой интонации, что показалось, речь идёт не о начале войны, а, например, о начале летней грозы июньским днём. И опять с недоумением мне приходится повторить: либо Людвига ничего не поняла в стихотворении воина-поэта Григорьева, либо в этом ничего не понимает её педагог в колледже.
И мне кажется, что тенденция неправильного, на мой взгляд, прочтения поэтических произведений большинством студентов ПОКИ продолжается с самого первого конкурса (2009 год) им. С.А.Золотцева. Многие члены жюри разных лет не раз отмечали излишне театральную манеру студентов, которая заслоняет суть и истинное настроение стиха.

Масленникова Мария (9кл. школы №24). Стихотворение Олега Тиммермана «Псковщина». Могу сказать только, что молодец девочка, замечательно прочитала: чётко, в правильной интонации, с нужной долей восторженности, с применением лаконичных жестов. Смотреть и слушать было легко и приятно, потому что явно слышался голос одного из любимых псковичами поэтов Олега Тиммермана. Сразу вспомнились многие песни о Пскове, написанные на его точные и яркие стихи. В итоге Маша получила второе место в номинации «Сквозь вечность и добро я с вами говорю». Заслуженно. Я порадовался за её учителей в 24-й школе, особенно за Эльвиру Ивановну Корепину, вся жизнь которой сосредоточена вот на таких девочках, как Маша Масленникова.

Шестакова Екатерина (11кл. лицея №20). Катя прочитала стихотворение С.А. Золотцева «Дума». Причем, в первом туре она читала другое стихотворение: «Баллад о дирижёре» (посвящено Светлане Безродной). Тот факт, что оба эти стихотворение весьма объёмные по размеру, уже говорит о той серьёзности, с которой Екатерина подошла к выступлению на Конкурсе. А если учесть, насколько оба стихотворения по-золотцевски насыщены яркими чувствами, эмоциями, сильнейшими переживаниями, то всё жюри с волнением приготовилось послушать, что это неординарная девушка сможет показать.
«Даже если в душе, словно в праздник престольный к обедне,
светлый благовест льётся, и солнце восходит в зенит, -
никуда не уйти от предчувствий, что это — последний
вольный голос удачи — последний, последний звенит!..»

Как девушка 18-ти лет сможет выразить эти горькие слова, эти явственные предчувствия Станислава Александровича, о которых знали его родные и близкие друзья, но ведь читатели не могли принимать всё это за «чистую монету»?
А ведь смогла... У меня нет претензий к Кате ни по манере чтения, ни по интонации, ни по произношению, ни по выразительности. Даже выбранный её внешний облик (платье, причёска) гармонировал с читаемым произведением. По-моему, такого же мнения были В.Н.Яковлев, В.М.Мухин, ряд других членов жюри.
Но какое-то провидение решило внести толику драматизма в выступление Кати. В самый кульминационный момент зазвонил мобильный телефон у одного из членов жюри. Катя невольно сбилась... А телефон зазвонил и во второй раз. Честно говоря, мне захотелось взять этот телефон и выкинуть его подальше.
Признаюсь, что это было единственное выступление, которое меня взволновало, заставило переживать так же остро, как переживаю, перечитывая его «Думу», «Два коня», «Набат», «Зажги своё сердце», «Зеленоокая», «Снегири» и многие другие стихи Станислава Александровича.
Я безоговорочно присудил бы Екатерине Шестаковой первое место в номинации «Зажги свое сердце», однако в этом случае мнение некоторых членов жюри, что Катя читала слишком тихо (как будто они не помнят знаменитое и очень выразительное пианиссимо Золотцева), а ещё и сбилась — выразилось в голосование при подведение итогов, и — во второе место. Но мы с Виктором Николаевичем Яковлевым думаем, что Екатерина не обиделась на нас, что не отстояли её первенство, и у неё ещё в жизни не раз будет шанс на победу. Очень самостоятельная девушка, чрезвычайно осознанно выбирает и стихотворение, и свой путь, хорошо разбирается, что есть искренность, а что напускное, показушное.

Лукьянова Софья. (1к. ПОКИ) Стихотворение Александра Гусева «Есть родина у каждого одна». Заняла третье место в номинации «Сквозь вечность и добро я с вами говорю». Единственная участница, которая попыталась использовать музыкальную иллюстрацию, а также сценическое платье. И то, и другое, по-моему, не сыграло никакой положительной роли. Я остаюсь при своём мнении, что не следует путать конкурс чтецов с конкурсом театрального исполнения стихов и прозы.
Но девушка очень симпатично, и даже немного наивно, понятно и выразительно прочитала очень проникновенное лирическое стихотворение Александра Гусева. Ей вполне хватило самостоятельности и таланта, чтобы почти не поддаться практически общей манере чтецов из ПОКИ. Мне понравилось звучание голоса Софьи, в котором слышалась искренность, а радостные нотки звучали к месту, уступая место грусти и сожалению. В общем, мастерства у девушки уже хватает для чтения лирики. И всё же я снизил ей общий бал за то, что он «пережимала» интонационно, когда произносила отдельные фразы и слова: «душа у России — народ», «знак самосознания и свободы...», «Родина — как мера Божества». Это я отношу опять-таки к влиянию манеры педагога в колледже. Наверное, именно этот недостаток во время голосования жюри не позволило Софье обойти Масленникову Марию.

Харитонов Андрей (9 кл. лицея №21)
Стихотворение Артёма Тасалова «Октябрь». Прочтение стихотворения меня не тронуло. В данном конкретном случае тихий голос, попытка придать исполнению какую-то камерность, по-моему, совершенно не оправдались и не впечатлили никого из членов жюри. Итоговый балл был невысокий. А подчёркнуто «артистическое» поведение юноши в момент, когда он забыл слова, заставили потерять к нему интерес как к исполнителю с серьёзным подходом к читаемому произведению. И «рука» педагога совсем не чувствуется, похоже, что парень «варится в собственном соку», не умея ещё отличать, что хорошо, а что не очень. Внешний вид тоже оставляет желать лучшего. Извините, это финал конкурса, где надо «брать» всем, что имеешь, в том числе и «одёжкой», по которой встречают. Кстати, о самом стихотворении. У нас был, конечно, не конкурс стихов или их авторов. Но читать юноше 15-ти лет почти в каждой строфе с пессимистической интонацией «...Я хочу умереть...», по-моему, совсем не по возрасту и не к месту.

Железова Екатерина (8 кл. ПИЛГ )
Стихотворение С.А.Золотцева «Эту женщину, которой никогда я не видел». В первом туре также читала стихотворение Золотцева «Я устал. Простите. Я устал...». Конечно, молодец, что за неделю смогла выучить на финал Конкурса второе стихотворение. В итоге Катя получила от жюри достаточно высокие баллы, но всё же при наличии целого ряда недостатков. Я бы начал с того, что весьма оригинальная (может быть, современная?), раскованная и игривая манера исполнения, по-моему, не соответствует чувствам, которые поэт вложил в стихотворение.

«Эту женщину, которой никогда
я не видел, разве только лишь на фото –
в молодые повстречав года,
полюбил бы я и жарко, и с охотой»
<….>
И, её посланья складывая в стол –
блёстки едкого ума и златоустья,
я вздыхаю: «Эту чашу Бог отвёл…»
а потом вздыхаю с горечью и грустью»

Внешне содержащее нечто игривое (на что Катя и «купилась»), стихотворение наполнено грустью, и воспоминания поэта отнюдь не радостные и легкомысленные, как это представила Катя, а наполнены сожалением и печалью о несбыточности каких-то иллюзий.
Я не раз наяву слышал, как Золотцев читал свои шуточные стихи (вспомним хотя бы его знаменитый «Анти-романс»). Можно было заслушаться, как ярко и с какими непередаваемым юмором он восхищал слушателей неожиданностью своих интонаций, чтецких «приёмчиков».
В общем, я ожидал иного исполнения от Железовой Кати. Только, может быть, в последних строчках она нащупала нужную тональность. Однако, мне кажется, что Катя с её хорошей дикцией и внешностью обладает свойственной именно ей манерой, которую с успехом может применять. Надо только угадать с материалом, то есть стихотворением. Не удивлюсь, если она может использовать и другие стили исполнения. А пока ей не всё удалось.

Егорова Алина (9кл. школы №7). Первое место в номинации «Зажги свое сердце». Стихотворение С.А. Золотцева «Как легко быть печальным пророком...». Ольга Николаевна Золотцева при вручении диплома победителя сказала Алине не мало комплиментов. Отметила, что выразительность и артистичность были без замечаний, что небольшое, но содержательное стихотворение было прочитано просто, с выявлением его смысла, без ненужной экзальтации. К сожалению, не могу согласиться с часть комплиментов. В исполнении Алины не всё понравилось. И только голосование жюри после некоторой дискуссии принесло Алине первое место. Что для меня было не так? Например, ритмически неверное произношение слова «богохранимой» <стране>, ещё мелкая ошибочка в строке «не бывает иначе у нас...». Не понравилась интонация «удовлетворения» в заключительных строчках:
«Чтоб моим предсказаньям поверил
истомлённый судьбой человек,
чтобы ласковый ветер повеял
на Россию хотя б через век»

Было слишком много не оправданных содержанием стихотворения движений по сцене. В целом показалось, что в стихотворении, где поэт упоминает «печального пророка» Алина Егорова использовала куда больше интонаций, присущих «оракулу счастья». Наверное, для девушки её возраста и характера это естественно. Я сам всегда поддерживаю «оптимистическую тему» в поэзии. Но в данном случае хотел бы зафиксировать отличие своего мнения от коллективного мнения жюри.

Курчавова Александра (3к. ПОКИ). Стихотворение Ларины Федотовой «Мы все другие». Мне исполнение Саши понравилось, хотя ей не удалось подняться высоко. Не могу понять, почему её не оценили другие члены жюри. Очень приятная внешне девушка в белом платье, что гармонировало с искренней и проникновенной манерой чтения. Даже некоторые ожидаемые стихотворные «усмешки» и «поучения» автора (я знаю, как их преподносит автор в собственном прочтении) Саша смягчила, используя какую-то очень понятную доверительность, направленную к слушателям. Как раз в случае Курчавовой Саши я ни на секунду не почувствовал «стиль ПОКИ», что было и удивительно, и отрадно. Молодец. Я бы с удовольствием послушал в её исполнении в будущем лирические стихотворения Золотцева, потому что вижу у Саши очень большой потенциал именно в лирическом направлении. Ей, по-моему, надо чаще отходить от темы патриотической или полемической.

Степанова Ангелина. (3к. ПОКИ) Стихотворение Александра Никифорова «Час волка». Должен признаться, что стихи Александра Никифорова я не читал (впрочем, из членов жюри его знает только Ирена Язеповна Панченко, она сказала, что он — псковский). Тем интереснее было послушать. «Час волка» — это, насколько я узнал, известный фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана. А у нас — Ангелина Степанова, вся в чёрном... И услышали что-то «метафизическое»... с забыванием текста и собственными комментариями по этому поводу. В общем, получилась забавная сценка с прочтением неоднозначного стихотворения с «пауком-одиночеством», со «скукой и мукой в огнях» и тому подобным. Были огрехи в ритмике отдельных строк, но в целом Ангелина весьма внятно прочитала стихотворение, чем порадовала всех присутствующих. Мне показалось, что эта девушка нацелена на исполнение таких вот выпадающих из заданного круга стихов, может делать это оригинально, притягивая внимание «своего» слушателя. Кстати, пресловутой «театральщины» я у неё не обнаружил, а юмора достаточно, что и подкупает. Ну, и текст надо бы учить, как полагается.


Малова Мария. (3к. ПОКИ) Победитель в номинации «Сквозь вечность и добро я с вами говорю». Стихотворение Геннадия Тумарева «С любовью к России».
По поводу этой яркой, невысокого роста девушки, её исполнительского мастерства, у меня почти нет замечаний, и сумму баллов я ей поставил 15 — максимальную. По-моему, у жюри не возникло никаких расхождений, когда ей присуждали первое место. Наверное, такое патриотическое стихотворение именно так и надо читать: с вдохновенным проявлением любви и умеренной долей патетики. Я бы только посоветовал Маше никогда не переходить невидимую грань между искренними чувством и наигранным восторгом, критически подходя к «стилю ПОКИ», не доверяя ему абсолютно. А я заметил у Марии небольшие к этому попытки.

Щадринцева Олеся. (8кл. школы №9) Стихотворение С.А.Золотцева «Два коня». Очень сложную задачу себе поставила Олеся: прочесть это программное стихотворение Станислава Золотцева в присутствии Сергея Владимировича Попкова, одного из лучших его исполнителей. Казалось бы, вариант очень выигрышный, само стихотворение поможет... А вот и нет, не помогло. Девушка пыталась искренне и чувственно передать очень зримые картины, нарисованные поэтом, но вышло всё очень по-детски и не могло раскрыть те символические образы, которые использовал поэт для выражения своих переживаний на рубеже «слома эпох» во времена «падающих стен». Как-то очень жалостливо Оксана рассказывала о двух конях, о перепёлочьих гнёздах, о неземной красоте... Но только не о чувствах самого поэта, незримо находящегося в каждый тот момент, когда звучит это стихотворение.
Ещё отмечу, что неверно были поставлены акценты во многих строках, а циклически повторяющаяся «жалостливая» интонация в очередной строфе в конце концов стала вызывать внутри меня некоторую «оскомину однообразия», в результате чего я с трудом дослушал стих до конца. Увы. Видимо, Олесе никто ни в школе, ни дома, не дал нужный совет, когда она готовилась к выступлению.

Фролов Станислав «4курс ПсковГУ». Стихотворение С.А.Золотцева «Жизнь»
«Что бы там на свете ни случилось,
что бы в мире не произошло,
будут нам нужны, как Божья милость,
детский смех и женское тепло...». 1990 г


Когда Золотцев написал это стихотворение, ему было только 43 года, и ещё не произошли страшные события начала 90-х годов, когда страна стояла на грани катастрофы. А поэт уже пророчески говорил о том, что впереди назревают гибельные перемены. И тем не менее, стихотворение прозорливо-оптимистическое.
Именно с таким настроением я всегда ожидаю услышать его от очередного чтеца. Пожалуй, трудно найти более популярное произведение Золотцева среди чтецов разного возраста. Получилось ли передать золотцевскую интонацию Станиславу? Мне показалось, что почти — да. Хотя он прочитал его по-своему, со взрослым пониманием каждой фразы, выбрав более спокойную мелодику, с приглушённой экспрессией, но все же очень правильно, понятно и образно. Была небольшая заминка в предпоследней строфе, но в итоге она сошла за специально сделанную паузу. К сожалению сбой в заключительной строфе испортил финальное настроение, и я не услышал ожидаемый эмоциональный возглас:
«..будут люди добрые любиться,
и жениться, и рожать детей...»,

...который у меня на всю жизнь запечатлелся в памяти в исполнении автора. Читая такое стихотворение, молодому филологу надо всё-таки ему соответствовать... А так жюри не смогло оценить попытку, как очень хорошую.

Асатрян Арам «10кл. лицея №21». Стихотворение С.А.Золотцева «Последний соловей». Третье место в номинации «Зажги свое сердце», обладатель специального приза библиотеки «Родник» им. С.А.Золотцева.
Арам выступил более чем успешно, не став менять стихотворение, которое он хорошо прочитал в первом отборочном туре. Такая тактика сработала на 100 процентов, учитывая, что жюри в финале наполовину обновилось. Симпатичный и обаятельный парень, со скромным достоинством держащийся на сцене. А в выразительности прочтения, по-моему, он прибавил по сравнению с первым туром. Эмоциональный накал этого яркого стихотворения Золотцева логично у Арама нарастал к финалу, а заключительная строка была произнесена просто, но с чувством, вызывая ответные мысли у слушателей:
«...не замолкай, собрат, не замолкай,
ведь если мы замолкнем,
куда весной вернутся соловьи?»

Признаюсь, что я в жюри пытался отстоять для Арама Асатряна второе место вслед за Шестаковой Екатериной. Но не получилось для обоих, поскольку принцип демократии в жюри сработал не в пользу моих предпочтений. Что поделаешь — это есть соревнование, оцениваемое по субъективному принципу.
Так и эта моя статья написана, исходя полностью из моих субъективных ощущений и знаний. Пусть мои коллеги думают по-другому, ведь это очень хорошо, когда есть что и с кем обсудить спустя некоторое время после финала Конкурса имени Станислава Александровича Золотцева.
И моя, пожалуй, единственная цель, которую я хотел бы добиться, это сделать наш Конкурс ещё более качественным, интересным в первую очередь для молодых чтецов, конечно, для слушателей, а также для самих устроителей этого нужного и красивого дела.
Теперь, когда новая формула проведения Конкурса успешно прошла испытания, есть реальный смысл неуклонно повышать его уровень, статус, качественный состав участников. Тогда мы с уверенностью сможем сказать, обращаясь к памяти С.А.Золотцева, что достойно храним его поэзию, воспитываем новое поколение творческих людей, не идём на поводу своей усталости и не слишком обращаем внимание на невнимание «партий и знамён, депутатов и дворцов, трескучих фраз в державных высях...».

Савинов Владимир
26 мая 2016 г.
Псков