суббота, 18 февраля 2017 г.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества


Владимир Борисович Савинов.   Выступление  на встрече с детьми 15 февраля 2016 года

15 февраля, в библиотеке "Родник" им. С.А. Золотцева состоялась моя встреча с учениками двух 3-х классов и их классными руководителями Евсеевой Верой Павловной и Соколовой Еленой Анатольевной из Псковской общеобразовательной школы №12 им. Героя России Ширяева А.Ю.


Информацию о встрече сообщили сотрудники библиотеки на сайте ЦБС Пскова,
а также ПАИ - псковское агентство информации


Слова, которые написаны в заголовке этой статьи, принадлежат великому педагогу и выдающемуся писателю Василию Александровичу Сухомлинскому.
Именно из этого утверждения я исхожу, когда пишу детские стихи, сказки и пьесы, слова к детским песням.  Именно эти слова легли в основу моей новой детской книжки - сборника стихотворных сказок с детскими рисунками — раскрасками «Всем на удивление сказочное чтение». 
файл:    Kn11_Savinov_2016_Vsem_na_udivlenie_skazichnoe_chtenie.pdf
Представляя СЕГОДНЯ вам, ребята, и вашим учителям ЭТУ книжку, хочу обратить  внимание на огромное значение  русских сказок в литературе, в  культуре нашей страны,  в прошлой и современной жизни народов России. Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?
Сказка – это не просто развлечение.  Для маленьких детей она часто является первым источником, учебником, по которому они учатся говорить, то есть изучают родной язык. Очень часто сказка рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит своих читателей и слушателей быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.  
Сказка не только развлекает, она воспитывает!  Вот почему я не устаю напоминать: «Сказки и загадки, добрые стихи, отвлекут от шалости и от чепухи». 
Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает такие пороки, как хвастовство, жадность, лицемерие, лень...  Она учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо,  не по совести.
Вспомним слова Александра Сергеевича Пушкина, которые стали известной пословицей: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». 
Уместно привести ещё цитаты выдающихся людей: 
 «На минуту позабудемся в чародействе красных (т.е. красивых) вымыслов, сказок...»     
(Николай Михайлович Карамзин)
Николай Михайлович говорит этими словами, что даже взрослому человеку свойственно при помощи сказок мысленно перемещаться в волшебный мир детства, в котором царят искренность чувств, где добро обязательно должно победить зло.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».    (Алексей Николаевич Толстой)

«В сказках видна и душа народа русского, и мудрость. Они – богатство наше»       (Василий Андреевич Жуковский)


А вот что пишет о сказках доктор исторических наук, известный православный политик   Наталия Нарочицкая:
«Русские народные сказки имеют огромное воспитательное значение, они учат доброте, взаимовыручке, любви к Родине, вере в Бога…  Раньше дети, и я в том числе, воспитывались на них. Не случайно сразу после революции — в 20-х годах прошлого столетия, когда стали отрицать очень многое из истории нашей страны —русский фольклор и сказки были запрещены.  Ведь народные сказки — своего рода учебник настоящей русской культуры!
В этом смысле, может быть, не обязательно специально изучать философские трактаты о проблемах различия России и Европы.  Очень многие люди, анализируя сказки разных народов, отмечают существенное отличие русских сказок от тех, что пришли к нам из западных стран.  Достаточно лишь прочувствовать тот дух, который заложен в сказках.

К примеру, в западных сказках злую мачеху сажают в бочку, утыканную гвоздями, которую привязывают к хвосту лошади. Многие немецкие сказки заканчиваются подобным жестоким образом. 
  Я в этом смысле полностью согласен с автором высказывания.  Например, очень люблю сказки всемирно известного сказочника, датчанина Ганса-Христиана Андерсена.
 Но меня коробит, когда, например, в сказке «Огниво»   я читаю следующее:

« — На что тебе огниво? — спросил солдат.
— Не твое дело! — отвечала ведьма. — Получил свое — отдавай мое! Ну же!
— Как бы не так! — сказал солдат. — Сей же час говори, на что оно тебе, не то саблю из ножен — и голова с плеч!
— Не скажу! — упорствовала ведьма.
Тут солдат взял да и отрубил ей голову. Упала ведьма замертво, а он связал все деньги в её передник, взвалил узел на спину, огниво — в карман и прямиком в город"

И это только один пример.  А их множество.

В настоящих русских сказках и былинах нет подобной жестокости, они пронизаны состраданием к слабому, повинившемуся, в них главенствуют добро и юмор.   Вот как в русской сказке:
«А злых братьев Иван пожалел и просто велел прогнать из царства вон».

Наказанию подвергаются только настоящие злодеи, неподдающиеся перевоспитанию.

Вспомним теперь сказку о царе Салтане, где в финале царь простил всех злокозненных обидчиц — ткачиху с поварихой и сватьей бабой-Бабарихой:
«Царь для радости такой отпустил всех трёх домой».

Наталия Нарочицкая продолжает:  «Вроде бы одни мы люди, христиане - как и немцы, датчане, шведы и т.д., однако у нас есть отличия в восприятии добра и зла, которые делают русских такими, а иностранцев — немного другими.

Корней Иванович  Чуковский говорил:
 «Цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.


Слушающий сказку человек невольно чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию.
За добро воздается добром, за зло – злом.
Чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться.
Относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие.
Помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут.
Надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.
Любое дело легче делать сообща.

Намного интереснее и познавательнее читать и слушать сказки вместе с родителями, братьями и сёстрами,  бабушками и дедушками.  Совместное чтение сближает всех членов семьи, в маленьких детях раньше и сильнее возникает потребность самим научиться читать, пересказывать, фантазировать.  Именно поэтому я обозначаю свои книжки, что они предназначены «Для детей и их родителей».

Должен сказать, что три из моих сказочных произведений написаны «по мотивам» русских народных сказок.   Например, «Новая сказка Колобок».   Это совсем другая сказка по сравнению с той, что вы знаете.  Мне как-то не нравится, что в известной вам сказке  Лиса съела Колобка.  Очень несправедливо получилось.  Поэтому...  
Слушайте!  Или прочитайте в моей книжке «Всем на удивление сказочное чтение».
В заключение приведу свой девиз, которому всех и всегда призываю следовать:

«Пусть воплощаются в добро
Кисть, карандаш, смычок, перо!»


Благодарю за внимание!
В.Б.Савинов

 И давайте в заключение вместе пофантазируем! 


   Страна Печения


За облаком везения,
За радугой-дугой
Лежит страна Печения,
Придуманная мной.


Печения, Печения –
Без грусти и забот
Страны той население
Танцует и поёт.


Конфеты шоколадные
В коробочке живут:
Фигуристые, ладные –
И в унисон поют.


Их родственницы в фантиках
Гордятся красотой:
На сцене – в ярких бантиках,
В подкладке золотой.


Вот пряники медовые –
Округлые бока:
Обули туфли новые
И пляшут гопака.


Зефир воздушный, розовый
Старался, что есть сил:
Сладчайшую мелодию
Для гуслей сочинил.


А вафли земляничные
Недели три подряд
О музыке в Печении
Печатали трактат.


Сосучки карамельные
С лиловым леденцом
Напели колыбельную
Ирискам перед сном.


С начинкой абрикосовой
Румяный пирожок
В пастуший перламутровый
Наигрывал рожок.


Не зря звучала музыка
В Печении-стране:
Все сладости в Печении
Сказали дружно мне:


– Ко дню рожденья Юлечки
Мы поздравленье шлём –
Для Юли, славной девочки,
Танцуем и  поём!




Галерея фотографий со встречи 15 февраля

 Здравствуйте, ребята!


 Лучшее начало встречи - это книга от автора в подарок школе


Таких внимательных ребят я очень люблю!


 Какие они - русские сказки?


Русские сказки - они самые настоящие и самые добрые!


- Все знают сказку "Колобок"?   - Да!   Но у меня - это "Новая сказка Колобок!"


 Колобок не убежал, и лиса его не съела!"


 А теперь задавайте ваши вопросы!


- А где вы живёте?  - Я живу в том же городе, что и вы -  во Пскове!


 - А когда вы стали писать детские стихи?  - А как пишутся рифмы?

Этого кота нарисовали в Детской художественной школе Пскова


- У вас книжка похожа на книжку - раскраску!   - Умница!  Ты совершенно права!

- Пожалуйта, задавай свой вопрос!


Здорово быть среди таких умных детей!


До следующих встреч!