понедельник, 19 марта 2018 г.

На выставке картин Виталия Васильева. 15 марта 2018 г.»

Отзыв

(15 марта 2018 года, филиал ГКЦ, Псков, Рижский пр-кт, 64)

Литературная гостиная 16 марта 2018 года в помещении филиала ГКЦ на Рижском, 64 началась с сюрприза: выставки картин молодого художника Виталия Васильева. 

Виталий Васильев
 
Ещё до начала открытия этой выстави и представления автора, которого я, признаюсь, видел впервые, мне хватило времени внимательно рассмотреть довольно необычные полотна, развешанные на стенах филиала ГКЦ, основная часть которых посвящена событиям истории прежних веков. Ещё несколько пейзажей, сюжетов с персонажами (портретные) и т.д.
Поскольку, можно сказать, что я всего лишь любитель живописи, поэтому отзыв будет основан лишь на собственных впечатлениях от увиденного и услышанного на открытии выставки, никак не на какой-то оценке художественной ценности картин Виталия.
Выставка оставляет вполне целостное впечатление, на мой взгляд, потому что чувствуется оригинальная рука художника в разных по сюжету картинах, и вызывает интерес рассмотреть, как он выбранными для себя художественными приёмами и средствами раскрывает сюжет, доносит для зрителя мысли и эмоции, владевшие им в процессе написания картины. Становится примерно понятно, что сначала художника захватила идея отобразить в картине сюжет или сцену, момент произошедшего когда-то события, потом он внимательно изучает историческое время события, его фактические составляющие, проникает туда своими мыслями, может быть, представляет себя участником или наблюдателей (слышит, видит, ощущает...). В этом процессе, конечно, нет ничего нового, так как, наверное, все художники (да и писатели тоже) проходят это. Но ведь у каждого художника присутствует индивидуальность. Мне кажется, что у Виталия Васильева индивидуальность весьма яркая. Талант имеется несомненный. Видимо, и работоспособность, увлечённость, азарт художника - тоже.



 
На открытии выставки Виталий сказал, что пейзаж его не настолько привлекает, чтобы уделять ему много своего времени, но его картина «Пушкинские горы» показывает, что в этом жанре он не новичок, ему подвластно не фотографическое отображение действительности, а донесение мысли, впечатления, настроения, может быть, фантазии
Глядя на эту картину, мне, например, хотелось бы присесть на берегу увиденного мною озера - то ли водного, то ли туманного - и молча дожидаться, пока уйдёт за горизонт последний свет вечерней зари. Всё очень реально.


А вот зарисовка бывшего когда-то во Пскове Ольгинского моста. Возникает щемящее чувство ностальгии по безвозвратно ушедшему прошлому. Красивый был мост, не чета грубоватому нынешнему. А красоту надо хотя бы показывать потомкам. Есть, разумеется, в картине какие-то моменты, к которым можно «прицепиться». Для меня, например, течение реки Великой кажется обратным, ход облаков утреннего неба (я ощущаю именно утро) предпочтительнее был бы с запада на восток, а не наоборот, как на картине; вертикали Щусевской часовни и Троицкого собора разнятся... Но это, конечно, именно те детали, которые как раз не дают зрителю проходить равнодушно мимо полотна. Аналогично в других картинах на тему давнишнего Пскова («Вид на Мирожский монастырь из ворот Покровского комплекса», «Церковь Святых Козьмы и Дамиана у Гремячей башни» и т.д.), находишь какие-то смущающие  «детальки», но в целом видишь не просто изображение, не просто прописанные архитектурные сооружения, а начинаешь мысленно читать какой-то рассказ, потому что молодой художник его вложил в сюжет картины. Все ли способны увидеть и прочитать этот рассказ, не могу сказать, но, по-моему, всё обстоит именно так.


По словам Виталия Васильева живопись на исторические темы его особенно привлекает. Ему это интересно: пришедшую в голову идею, связанную с каким-то острым сюжетом, воплотить в картине. Вот у где можно в полной мере реализовать свои способности и возможности, чтобы картина и заговорила голосом повествователя, и зазвучала грохотом и лязгом сражения, криками воинов, и вызвала реальные эмоции у зрителя. По-моему, у художника это получилось. Наверное, не надо рассказывать, о чём идёт речь в картине «Несломленная отвага». Даже не так важно, о каком конкретно сражении здесь говорится. Такой сюжет можно представить применительно и к воинам Александра Невского, и к дружине и самому князю Довмонту-Тимофею, и солдатушкам Александра Васильевича Суворова, и к нашим героям Великой Отечественной войны. Драться и побеждать русским воинам в окружении полчищ врагов было не привыкать.
Такую же почти верещагинскую живописность молодой художник пытается достигать и в других своих исторических полотнах: «Македонская фаланга в пылу сражения», «Поход русов на Царьград 860 г.», «Героическая оборона крепости Опочка...» и др.
Картины с элементами портрета меня менее впечатлили, хотя и в них присутствуют не просто персонажи, а люди со своей повестью, своими действиями в порыве чувства, их эмоции зримо ощущаются. Понятно, что автор хорошо знаком с живописью Павла Андреевича Федотова и в чём-то, возможно, ему следует.



По-моему, все присутствующие на открытии выставки по достоинству оценили также небольшое ответное слово, которое произнёс Виталий Васильев после представления Татьяной Васильевной Линьковой (на фото справа) его самого и выставленных картин. Сказано было емко, скромно, просто и весьма информативно. В слове ощущалась нацеленность молодого человека на интересную работу, неуспокоенность достигнутым уровнем, видение своей перспективы как ищущего новые горизонты художника, желание удивлять и радовать зрителя, желание слушать различные мнения и впитывать их, выбирать полезное и развиваться дальше.
Из того, что я сказал Виталию во время открытия выставки, вспомню следующее.
Очень многие сегодня говорят о том, что нынешним молодым людям ничего не надо из того, что не находится в сфере их личных интересов, что требует тратить свои физические и душевные силы на окружающих, может быть, даже совсем незнакомых людей. Что молодых сегодня не интересует ни чтение, ни творчество, ни чего-то иное, где требуется наличие и усилие собственного интеллекта. Пример Виталия Васильева и таких, как он, молодых людей (а ведь их на самом деле очень много), говорит о том, что значительная доля «стенаний» о потерянном поколении является ложной. И слава Богу, что это так.
Желаю Виталию Васильеву в дальнейшем интересной работы художника, успешной реализации себя и своих идей в любых других сферах деятельности талантливого человека. Чтобы самые неожиданные мысли художника приходили в голову и заставляли «заболевать» ими до тех пор, пока не будут живописно воплощены.

19 марта 2018 г.

Фотогалерея

Ирена Язеповна Панченко












СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий